Учителя старшей школы


Холодович Мария Вячеславовна

Должность: Учитель истории и обществознания. Высшая квалификационная категория по должности учитель.Является экспертом ОГЭ по истории.

Личный сайт:

Образование: высшее профессиональное

Образовательное учреждение: Московский государственный открытый университет

Специальность: история

Квалификация:

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации:

Общий стаж работы: 15 лет

Педагогический стаж работы:

Награды:

Информация о профессиональных достижениях: Тема методической разработки:
«Проектная деятельность на уроках истории и обществознания, и во внеурочной деятельности».

Актуальность методической разработки.
Проектная деятельность является приоритетным направлением в реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Методы и инструментарий проектной деятельности помогает наиболее эффективно реализовывать системно-деятельностный подход в обучении, комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Проектная деятельность создает условия для адресной работы с учениками, приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирование гражданской позиции.
Направления реализации методической разработки.

1. Проектная деятельность на уроках по истории и обществознанию.

В своей работе я использую на уроках структуру проекта. Определяем на уроке проблемный вопрос, который требует решения. С учениками разрабатываем задачи, которые помогут в решении проблемы, планируемый результат. Проводим исследования на основе документов или текста параграфа. В конце урока обязательно проводится рефлексия по итогам изученной темы. Результатом (продуктом) проектной деятельности на уроке может быть любая из следующих работ: эссе, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийные продукты.
Так, например, итоговый урок по теме: «Древний Восток» в 5 –х классах прошел в форме защиты стендовых докладов по направлениям: «Древний Китай», «Искусство древнего Египта», «Философия древнего Китая и Индии», «Великая Персия».
По итогам урока по обществознанию «Свободное время», продуктом проекта стал список советов, который был сформулирован учениками о правильном распределении своего времени.
Как пример, одного из уроков с использованием проектирования в приложении представлена разработанная мною, технологическая карта урока истории 5 класс по теме: «Общество древнего Египта» (Приложение №1). Анализ урока. (Приложение №2).
В результате учениками эффективно осваиваются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Повышается успешность и качество обучения. Появляется опыт проектной деятельности, многие инициативы, которые рождаются на уроке позже преобразуются в индивидуальные проекты. Учащиеся представляют свои работы на Школьной научно – практической конференции.

2. Проектная деятельность во внеурочное время.

Проектная деятельность входит в систему оценки результатов ученика в освоении основной образовательной программы основного общего образования.
«Индивидуальный итоговой проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную)» (Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа стр. 146).
Таким образом, учащиеся должны быть подготовлены к защите своего индивидуально проекта, иметь опыт представления своего проекта перед жюри.



Мною было разработано 2 программы по освоению навыков проектирования для средней и старшей школы. Для учеников 5-6 классов программа по внеурочной деятельности: «Основы проектирования» (Приложение № 3) и для учащихся 9-11 классов факультатив: «Менеджмент социального проектирования» (Приложение №5).

Основные тезисы рабочей программы по внеурочной деятельности:
«Начало проектирования» для учащихся 5-6 классов.
Программа рассчитана на 34 часа.
Принципы программы «Начало проектирования»:
1. включение обучающихся в активную деятельность;
2. доступность и наглядность;
3. связь теории с практикой;
4. учёт возрастных особенностей;
5. сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
6. целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Задачи программы «Начало проектирования»:
1. формировать умение планировать свою работу над проектом;
2. познакомиться навыки устной презентации;
3. обучить способам сбора и первичной обработки информации;
4. научить умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
5. сформировать навыки сотрудничества;
6. формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Программа разработана с учетов психолого-возрастных особенностей школьников 11-12 лет.
В программе даны важные методические рекомендации.
Особенность подхода к работе над проектами в 5 классе.
Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.
В результате ученики 5-6 классов получают навыки работы над проектом, формируется способность к самостоятельному приобретению знаний, поиску и обработку информации. Школьники учатся самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, представить её результаты, аргументированно отвечать на вопросы экспертов. Осваивают ИКТ технологии для защиты своей работы.
В 2014-2015 учебном году внеурочную деятельность посещало 27 учащийся. С моим участием было подготовлено к Ярмарке проектов 19 работ. На Школьной научно – практической конференции выступило 15 учащихся.
Экспертное заключение по итогам апробации программы внеурочной деятельности «Основы проектирования» (Приложение №4).

Тезисы программы факультатива: «Менеджмент социального проектирования»
Программа рассчитана на 144 часа (также, есть разработки программы на 34 часа).
Цель программы: научить ребят грамотно, осознанно походить к задумкам и реализации собственного или командного социального проекта. Получить теоретические и утилитарные знания для успешной деятельности.
В программу включены основы планирования и делопроизводства, ресурсного обеспечения, социального маркетинга и подготовки PR компании, управление рисками, основы управления временем, командой.
Психология, социология, экономика, юриспруденция-это только несколько наук, изучая и познавая, которые можно достичь успеха в социальном проектировании. Основы этих гуманитарных наук входят в программу курса.
На занятиях предпочтение отдается методам и приемам, побуждающим мыслить, рассуждать, искать и анализировать.
Одним из ведущих методов организации деятельности, учащихся на занятиях является самостоятельная работа. На занятиях учащиеся учатся выделять главную мысль, позицию автора, сравнивать разные по взглядам источники на один и тот же вопрос, комментировать документы с собственной точки зрения.
Проводится обучение структурированию и оформлению научно-исследовательской работы (проекта), где главная задача научить учащихся формулировать цели, задачи проекта, его новизну и практическую значимость, выдвигать гипотезы и подтверждать/опровергать их цитатой из документа, уметь оформлять результаты работы, основные выводы и рекомендации, научить графическим способам оформления данных.
Разделы программы:
1. Проект: результат или технология
2. Выход в «поле». Стратегии проектной работы.
3. Тайм менеджмент.
4. Основы работы в команде. Путешествие по Интернету
5. Ресурсное обеспечение.
6. Основы юридической грамотности.
7. Вам слово: презентация научного труда.
В программе разработаны теоретические занятия и практикум.
В результате: формируется умение работать с научно – популярными текстами, умение структурировать свои мысли, приводить аргументы и факты в защиту своей точки зрения.
Школьники 9 – х, 11-х классов могут применять эти навыки при прохождении итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА, при написании эссе, в работе с текстом.
Актуально для будущих абитуриентов готовность к переходу к самообразованию, у учащихся складывается осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования.
Экспертное заключение по итогам апробации программы «Менеджмент социального проектирования» (Приложение № 6).

Сегодня особое внимание уделено занятости детей в каникулярное время.

Для решения этой цели были разработана и реализована социальная технология: «Умный отдых», которая включает в себя программы профильных выездных лагерей и экспедиций.

Программы построены, таким образом, чтобы организовать активный «умный» отдых для школьников. В выездных лагерях собирается материал для дальнейших исследовательских и учебных проектов. А также, проведение профильных лагерей, экспедиций в самые глубокие уголки страны, помогают осознать территориально-культурную общность огромной страны, этническое сообщество российской гражданской нации.
Программы летних экспедиций представлены на сайтах http://www.momos.ru/ (Проект: Наше Подмосковье) http://konkurs.momos.ru/
Результат: такие программы помогают расширить кругозор, сформировать мироощущение и мировоззрение, повысить уровень социальной и личной культуры.
Опыт показывает, что эта социальная технология «Умный отдых» формирует у школьников настоящую гражданственность, ощущение Родины и гордость за принадлежность к ней.
С 2012 по 2015 гг. проведено 3 профильных лагеря. Участвовало 49 школьников разного возраста. За этот период по итогам профильных лагерей было защищено в 6 исследовательских проектов по истории, экономике, культурологии, топонимике.
Экспертное заключение по итогам внедрения социального проекта» Умный отдых». (Приложение №7).

3.Проектная деятельность в организации работы классного руководителя.

Для наиболее успешной, осознанной работы классного руководителя мною была разработаны методические рекомендации на основе технологии «Проектного робота». (Приложение №8)
Публичная презентация данных методических разработок состоялась на областном конкурсе: «Педагогический марафон «Учительство Подмосковья – воспитание будущего поколения в 2014 году».
При использовании методических рекомендаций, моя работа как классного руководителя с учащимися и родителями стала прозрачной, ее было легко отследить, не было хаотичного набора мероприятий, вся работа стала иметь логику и прогнозируемый результат.
Работа классного руководителя была представлена, как социальный проект.
Учитель вместе с родителями обсуждает проблему, которая требует наибольшего внимания, и используя алгоритм социального проектирования, решает ее, привлекая различные ресурсы.
В методических рекомендациях обозначены наиболее важные проблемы, с которыми сталкивается в своей работе классный руководитель и пути их решения.
Результат: после применения этой разработки в классе выстроились партнерские отношения, родители стали активными участниками воспитательного процесса, были созданы условия для развития самоуправления в классе.

Распространение собственного опыта работы, методических разработок, проведение мастер-классов, открытых уроков помогает создать собственную методическую базу, найти наиболее эффективные методики, педагогические технологии для успешной реализации ФГОС.

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств:
• Исследовательская деятельность учащихся в сотрудничестве с геологической школой города Черноголовка. Тезисы. Сборник тезисов VI международного симпозиума «Минеральное разнообразие исследование и сохранение» 2011г. (Приложение № 9)
• «Организация научно-исследовательской деятельности педагогов образовательном учреждении», статья, научно-методический журнал «Теория и практика дополнительного образования № 10, 2010 г. gorski.ru›jurnal/soderz.html. (Приложение № 10)
• «Проблемы модернизационной сферы воспитания в современной России ее тенденций и перспектив, рисков и ограничений», сборник по итогам проведения Педагогического марафона «Учительство Подмосковья – воспитание будущего поколения в 2014 году» (Приложение №11).
• «Использование основ социального проектирования на уроках истории и обществознания», тезисы http://rudocs.exdat.com/docs/index-138207.html
• «Стратегический маневр». Статья: institutskiy.ru
• «Школа проектирования». Статья: ia-chgol.mosoblonline.ru›news




Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях, ШМО/ГМО/РМО:
Международный уровень.
• 2013 г. «Исследовательская деятельность учащихся 5-11 классов на примере организации исследовательской деятельности, учащихся в геологической школе города Черноголовка. Использование опыта исследовательской деятельности в организации проектов и исследований в области истории, экономики, права». Софийская инициатива «Сохранение минерального разнообразия» Сертификат. (Приложение №12).
Межрегиональный уровень.
• 2012 г. «Основы критического мышления в школе, использование основ курса на уроках истории и обществознания». Особенности апробация нового курса и учебника в старшей школе». Организаторы: Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр» и Центр изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук МВШСЭН 1-2 октября 2012 Приказ № 119/1 о/д от 18.10.2012. (Приложение № 13).
Региональный уровень
• 2013 г. «Проектная и исследовательская деятельность учителя истории в условиях введения ФГОС», КБОУ ГБОУ Академия социального управления Московской области, VII Областные педагогические чтения им. И.И. Брагинского, 04 апреля 2013г. (Приложение № 14).
• 2014г. «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на основе работы школьного научного общества» на заседании круглого стола «Компетентностный подход в организации проектной и исследовательской деятельности на основе ФГОС». Сертификат № 12015 (Приложение № 15).
• 2014 г. «Социальное проектирование – новая технология в организации воспитательной работы классного руководителя». выступление на областном конкурсе Педагогического марафона «Учительство Подмосковья – воспитание будущего поколения 2014». Диплом призера. (Приложение № 16,17)
• 2014 г. «Привлечение родителей к регулярной работе со школьниками через проектную и исследовательскую деятельность выступление на конкурсе «Учительство Подмосковья – воспитание будущего поколения 2014». Диплом призера.
• 2014г. В рамках реализации Программы научно-методического сопровождения деятельности ресурсных центров введения ФГОС стандартов основного общего образования на 2014 год проводилась видеосъёмка урока для обобщения опыта апробации ФГОС ООО на базе образовательных организаций – ресурсных центров. Организатор: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Научно-методический центр содержания образования.
• 2015 г. В рамках участия в конкурсе «Лучший учитель – предметник 2015» был размещен видеоматериал об основных принципах моей педагогической деятельности. http://www.youtube.com/watch?v=69W9xggdwaI
Муниципальный уровень.
• 2012 г. «Опыт организации и проведения выездных профильных лагерей на примере экспедиции на Кольский полуостров». Августовская конференция педагогов образовательных учреждений городского округа Черноголовка. (Приложение №18).
• 2013 г. «Организация исследовательской деятельности обучающихся в целях достижения метапредметных результатов освоения содержания современного исторического и обществоведческого образования», Муниципальная августовская конференция педагогов г. Черноголовка. 22.08.2013, Приказ №207 о/д от 19.08.2013 Комитет социальных программ городского округа Черноголовка. (Приложение№19).
• 2014 г. Сотрудничество учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования по обеспечению качества условий для образования, воспитания и развития ребенка. Муниципальная августовская конференция педагогов г. Черноголовка, 27.08.2014, Приказ № 451 о/д от 22.08.2014 Комитет социальных программ городского округа Черноголовка. (Приложение №20)
• Материалы выступлений и публикации представлены на сайтах: наше-подмосковье.рф, momos.ru, konkurs.momos.ru
Для создания условий приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования навыков самоуправления я использую технологии и инструментарий социального проектирования.
Социальное проектирование, как форма проявления детской инициативы и реализации самоуправления в классе используется мною при организации классного руководства. Все культурно-досуговые мероприятия разрабатываются и реализуются детьми по алгоритму социального проекта с составлением календарного плана, распределением обязанностей в команде и присчитыванием бюджета. В результате в классе сложилась атмосфера сотрудничества.

В этом году в 5 «А» классе по инициативе детей и родителей появились свои традиции: «Ура! День рождение одноклассника!», просмотры фильмов с обсуждением, приглашение интересных людей для проведения мастер – классов (тематику дети предлагают сами), вместе с учащимися были сформулированы правила, по которым живет и развивается коллектив класса.
Пятиклассника сами сочинили свой девиз: «5 класс всегда плывет и никогда не отстает!» и эмблему – волна. Поэтому мы всегда участвуем во всех школьных мероприятиях, чтобы быть «на волне» всех событий». Это создает в классе атмосферу успешности, позитива, желание наполнить событиями жизнь своего класса.
Родители активно участвуют в культурно – досуговой деятельности. За 2014-2015 учебный год по инициативе родителей было организовано 3 поездки в театр, в технологический музей в Москве, поездка в Великий Новгород.
Для формирования самостоятельности в 5 классе, было решено создать свою открытую группу в социальной сети: «В Контакте». В группе мы вместе обсуждаем планы мероприятий, проводим дистанционное голосование, делимся впечатлениями от прошедшего рабочего дня, создаются условия для развития взаимопомощи в коллективе класса. Наш слоган: «Мы добрее, веселее, успешнее других, потому, что мы вместе, мы есть друг у друга, мы - одноклассники!»

Реализация социального проекта: «Умный отдых» проходит при прямом участии школьников.
С 2011 по 2014 гг. мною было организовано и проведено 3 профильных лагеря и экспедиции. Программа каждого лагеря основывалась на принципах партнерства и сотрудничества учителя и ученика. Программы для каждого лагеря разрабатывались совместно с учениками. В каждой лагерной смене участвуют школьники разных возрастных категорий, что дает возможность старшим ребятам реализоваться как помощникам младших. Младшие же при этом чувствуют себя защищенными и приобретают особый коммуникативный опыт.
В таких лагерях учащиеся приобретают уникальный опыт работать в команде, принимать необходимые решения, ответственности и самостоятельности. Так, например, в экспедициях по Крыму, на Кольский полуостров ребята несли вахты на кухне, по благоустройству территории лагеря, реализовывали информационные и журналистские программы (выпуск газет, подготовка архивов, сбор материалов для исследовательских работ). В таких лагерях царит дух партнерства, единства и уважения друг другу.
С 2009 по настоящее время я в соавторстве с коллегами организую и провожу Школы актива, которые проводятся 2 раза в год. Цель школ актива научить ребят самоуправлению, развить лидерские качества учащихся и мотивировать ребят на практике, в реальной школьной жизни применять навыки, полученные на школе Актива.

С декабря 2014 года в нашей школе реализуется проект «Школьный парламент». В своей работе, как предметника и классного руководителя, я поддерживаю инициативы школьников, оказываю помощь и консультации.

Учебно-методическая работа

Полезные ссылки