здоровьесбережение

Работа  по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в 2016-2017 учебном году.

 

Сохранение  и укрепление здоровья школьников – это важнейшие составляющие в работе учителя.

 Для решения этих проблем используются методы и методики обучения, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся: максимальные величины недельной образовательной нагрузки учащихся не превышают допустимые нормы; расписание уроков составлено в соответствии с существующими требованиями; длительность занятий не превышает допустимых норм для соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Введение любых инноваций в образовательный процесс происходит только под контролем специалистов. При подготовке и проведении уроков учителями отбирается материал (в том числе и наглядный), позволяющий активизировать внимание учащихся, формировать их интерес к предмету, использовать возможности всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной, словесно - логической, эмоциональной).

Практически все учителя школы применяют на своих уроках здоровьесберегающие технологии:

-   Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

-  Игровые технологии – 100% учителей начальной школы, 15% учителей средней школы;

-   Проблемное обучение – 60% учителей начальной школы и 55% учителей средней и старшей школы;

- Групповые технологии – 67% в начальной школе и 46% учителей в старшей и средней школе.

 

При работе с обучающимися особое место занимает диагностика. Анализируя анкеты детей, можно понять, что они имеют представление о состоянии своего здоровья, знают о том, как его сохранить, хотя не все учащиеся чётко это представляют.

В течение года проводятся необходимые профилактические мероприятия, направленные на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата:

- движение во всех видах;

- правильный подбор мебели;

- постоянное наблюдение за позой ребенка во время занятий;

- специальные комплексы упражнений.

 Специальные упражнения, снимающие зрительное утомление, для тренировки мышц глаз, для профилактики близорукости. В физкультминутки вводятся упражнения для мелких мышц пальцев рук, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для улучшения мозгового кровообращения. 

 Оздоровительную работу следует рассматривать как неотъемлемую часть всего педагогического процесса, т.е. она охватывает и предметы учебного цикла. Наиболее широкие возможности для этого предоставляют уроки окружающего мира. На них школьники получают знания о своем организме, о режиме дня, личной гигиене и т.д. На уроках математики и русского языка дети знакомятся с правилами гигиены чтения и письма.

Проводится работа по обеспечению комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся на протяжении всего процесса обучения в школе.

Для планирования и осуществления здоровьесберегающей деятельности в школе работает социально-психологическая служба, деятельность которой направлена на достижение следующих результатов:

-       создание психологически комфортного климата в школе,

-       формирование системы работы по сохранению здоровья участников образовательного процесса,

-       оказание помощи путём проведения индивидуальных психологических консультаций и рекомендаций и др.

-       составление социального портрета школы (классов);

-       выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.

 

По мере возможности происходит замена старой мебели на новую. Кабинеты физики, химии оборудованы специальными демонстрационными столами, установленными на подиуме. Оборудование кабинетов информатики соответствует гигиеническим требованиям.

В школе создана комиссия по соблюдению санитарных норм, которая раз в четверть обследует классы на предмет выполнения СанПиНов классными руководителями. Результатом данной работы стало то, что в классах стало чище и уютнее.

 

Требования к воздушно-тепловому режиму не всегда соответствует норме, особенно в периоды сильных морозов и жаркой погоды. Форточки функционируют в любое время года.

Уроки физкультуры проводятся по мере возможности на свежем воздухе и в хорошо проветриваемом зале.

Согласно СанПиНа максимально допустимая недельная нагрузка в часах:

1 класс- (5-дневка)       21

2-4 классы- (5-дневка) 23

5 класс -   (5-дневка)    31

6 класс -    (5-дневк      32

7 класс -                         34

8-9 класс -                      35

10-11 класс -                  36

Продолжительность урока составляет  45 минут. Продолжительность 1, 3, 5 перемены - 15 минут, 2, 4 перемены – 20 минут, чтобы дети успели позавтракать и пообедать в столовой. Обучение детей производится в 1 смену

 

Классные руководители при составлении планов воспитательной работы одним из направлений выделяют мероприятия по здоровому образу жизни. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя посвящают классные часы по темам:

-           «Волшебная страна здоровья»

-           «Здоровый образ жизни – школа выживания»

-           «Твое здоровье  в твоих руках»

-           «Здоровый образ жизни – школа выживания»

-           «Волшебная страна здоровья»

-           «Вредные привычки»

-           «Будем здоровы!»

-           «Твое здоровье  в твоих руках»

-           «Алкоголизм – эпидемия века»

-           «Прерванный полет.

-           «О влиянии алкоголя на судьбу человека»

-           «Спорт против алкоголизма»

-           «Я выбираю жизнь без алкоголя»

-           «Умей сказать нет алкоголю»

-           «Пивной алкоголизм»

-           «Волшебная страна здоровья»

-           «Мир в наших руках»

-           «Алкоголь и здоровье»

-           «В чем вред алкоголя?»

-           «Опасность алкоголизма»

-           «Как стать сильным и привлекательным»

-           «Здоровый образ жизни – школа выживания»

-           «Влияние образа жизни на физическую и умственную  работоспособность»

-           «Пивной алкоголизм»

-           «От чего мы зависим»

-           «Прерванный полет. О влиянии алкоголя на судьбу человека»

-           «Влияние образа жизни на физическую и умственную  работоспособность»

 

 

Все работники школы проходят обязательные медицинские профилактические осмотры в установленном порядке.

Медосмотр и диспансеризацию проходят и дети при поступлении в первый класс и в конце каждого года.  После осмотра были составляются  отчеты по количеству заболеваний каждого вида  по параллелям

В течение  года, по утвержденному графику, работает медицинский кабинет, укомплектованный врачом и медицинской сестрой. По плану всем обучающимся школы проводятся прививки.

В структуре общей картины заболеваемости ведущее место  занимают простудные заболевания ОРВИ + грипп. Увеличение заболеваемости связано с сезонным подъёмом в осеннее-зимний период и эпидемией гриппа. Для уменьшения уровня острой заболеваемости проводится работа с детьми ослабленными и часто болеющими.

В основную общеобразовательную программу включены программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни:

* Программа «ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ» - деятельность по сохранению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни;

*   Программа  профилактики безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами.

*   Программа «Разговор о правильном питании».

Психологами и социальными педагогами школы проводится работа как с учащимися, их родителями, так и с учителями школы.

В этом учебном году были проведены беседы, тренинги, выступления на педсоветах, родительских собраниях. Работа со школьным психологом позволяет целенаправленно вести наблюдение за психическим здоровьем детей, гибко реагировать на различные его изменения.

Важную роль в оздоровлении детей играют многочисленные,  спортивно-оздоровительные мероприятия. Наиболее важными являются:

·        Всероссийская олимпиада по ОБЖ;

·        Военно-спортивные соревнования по сборке-разборке автомата и стрельбе из пневматической винтовки;

·        Участие обучающихся школы в зональных соревнованиях «Юные друзья полиции»;

·        «Призывник»;

·        Президентские состязания;

·        Первенство по баскетболу среди школ города «Противостояние»;

·        Неделя физкультуры: конкурс стихов, веселые старты, конкурс плакатов, конкурс презентаций;

·        Участие в муниципальных соревнованиях «Веселые старты»;

·        Дни здоровья;

·        Общешкольный спортивный праздник «Выше. Сильнее. Быстрей»

·        Участие в муниципальных соревнованиях «Черноголовская лыжня»;

·        Участие в зональных соревнованиях по мини-футболу;

·        Участие в муниципальном фестивале ГТО;

·        Городская эстафета среди школ города.

Школа оснащена двумя спортивными залами и танцевальным зеркальным залом, что позволяет

ввести во внеурочную деятельность такие программы как «Хореография», «Мини-футбол», «Школа здоровья», работает танцевальная студия «Вдохновение».

       В этом году в школе создан спортивный клуб «Олимп». Его участниками организованы и проведены следующие мероприятия:

·      Общешкольные соревнования по мини-футболу;

·      Соревнования по пионерболу;

·      Лекторий «Береги здоровье смолоду»;

·      Профилактическая акция «ВИЧ. СПИД. Что нужно знать»;

·      Встреча девочек с врачом-гинекологом;

·      Лекция косметолога «Подросковый возраст. Проблемы с кожей»;

·      Мастер-классы от фитнес-центра «Скульптор» «Осанка. Профилактика болезней позвоночника» и «Как стать настоящим мужчиной»;

·      Конкурс проектов среди 6-х классов «Спорт. Здоровье. Красота»

 

В 2014-2015 учебном году для спортивных залов закуплено следующее оборудование:

·      Ворота для мини-футбола;

·      Канат гимнастический;

·      Козел гимнастический;

·      Конь гимнастический;

·      Маты;

·      Планка для прыжков в высоту;

·      Сетка баскетбольтная;

·      Сетка волейбольная;

·      Турник-брусья.

 

Положительными итогами нашей работы по здоровьесбережению можно считать:

 

·           Стабильные результаты успеваемости и качества знаний учащихся.

·           Показатели здоровья остаются  в основном стабильными.

·           Возрос уровень вовлечения детей во внеклассные мероприятия и в работу системы дополнительного образования.

·           Высокий уровень просветительской работы среди детей и родителей.

 

 

 

 

Полезные ссылки